07/10/2014 - 16:19

Кризис на рынке заставляет торговые центры меняться

Кризис на рынке заставляет торговые центры меняться

Торговые центры вынуждены проводить изменения, которые позволят привлечь арендаторов. С января по октябрь количество заказов на реконцепцию торговых центров выросло в два раза по сравнению с тем же периодом прошлого года, рассказывает руководитель департамента стратегического консалтинга компании UTG Виктор Оборский. Например, такую работу намерены провести столичные торговые центры «Метроград», «Метрополис», «Городок» и др., пишет издание «Капитал».

Реконцепция может быть разной и зависит от проблем торгового центра, говорит управляющий партнер консалтинговой компании Retainet Александр Ланецкий. «Речь может идти о смене якорного арендатора, позиционирования, площади и месторасположения магазинов», — отметил он. В некоторых случаях необходимо перестраивать здание. По оценке эксперта, стоимость таких работ стартует с $ 100 тыс. и может достигать половины цены строительства подобного объекта.

Рынок падает

На раннем этапе развития рынка торговой недвижимости будущий собственник торгового центра часто выступал главным архитектором, рассказывает совладелец Dream Town Александр Меламуд. «Рынок был ненасыщен, что позволяло привлечь арендаторов даже в не самые успешные проекты», — добавляет он. Но за последние пять-семь лет в Киеве появились крупные игроки: торгово-развлекательные центры Dream Town, Sky Mall, Ocean Plaza и др., переманившие покупателей у менее успешных конкурентов. Это потребовало от собственников торговых центров изменений. Например, по данным консалтинговой компании UTG, в первом полугодии вакантность в некоторых крупных центрах, введенных в эксплуатацию в конце 2013 г. — начале 2014 г., превысила 50 %. «Если продажи магазина в торговом центре ухудшаются и достичь компромисса с его владельцами не удается, мы готовы закрывать торговую точку. Смысла наращивать убытки  не видим», — поясняет директор компании «Балтика Украина» (сети Monton, Mosaic) Максим Чечелев. Сейчас ритейлеры активно борются за оптимизацию своего бизнеса: с января по сентябрь продажи одежных и обув­ных сетей упали на 30‑50 % относительно девяти месяцев прошлого года.

Ситуация ухудшится

Ритейлеры считают, что продажи будут падать и в следующем году, признает эксперт рынка коммерческой недвижимости Вадим Зинченко. «Многие операторы готовятся к тому, что весной и летом 2015 г. будет достигнуто дно», — отметил он. Ситуация ухудшается еще и тем, что в следующем году на рынок выйдет сразу четыре крупных торгово-развлекательных центра: Respublika, Retroville, Blockbuster mall, Lavina mall — совокупной арендной площадью 424,5 тыс. кв. м. «Слухи о том, что строительство торгово-развлекательных центров Blockbuster mall, Lavina mall приостановлено либо объекты проданы, не соответствуют действительности», — сообщил первый зампредседателя правления компании «Мандарин Плаза» (подконтролен Вагифу Алиеву, который занимается реализацией этих двух проектов) Александр Черницкий.

Торговые центры, которые не смогут вовремя приспособиться, закроются, уверен Александр Ланецкий. «Такие объекты могут быть переформатированы, например, в склады», — допускает он. Вадим Зинченко предполагает, что непопулярные объекты за долги могут забирать банки. По его словам, такая ситуация наблюдалась после кризиса 2008 г. в России, где российские банки стали крупнейшими управляющими недвижимости. После стабилизации ситуации некоторые объекты были проданы новым инвесторам.

Последние комментарии

e-Digest