10/08/2018 - 14:19

Киев: на пути к Smart City

Киев: на пути к Smart City
Суть понятия Smart City сводится к комплексу мер, которые направлены на модернизацию всех сфер управления городом. Основные проводники, призванные помочь в этом, - информационно-цифровые технологии. Главная цель – улучшить качество жизни горожан. Однако каждый город расставляет акценты в собственной манере, согласно своим первоочередным задачам. У одних на повестке дня проблемы безопасности, у других – вопросы траффика, третьи направляют все усилия на повышение уровня энгергоэффективности. Утвержденная киевской властью концепция «Киев Смарт Сити-2020» определила 5 основных приоритетов: жилищно-коммунальное хозяйство, безопасность, медицина, транспорт и реформирование городской системы управления.  Как обстоят дела на данный момент, в какую сторону движется город сейчас, а может быть, Киев уже можно назвать «умным», выдерживает ли он сравнение с зарубежными мегаполисами - мы решили спросить мнения экспертов.
 
Что нужно сделать, чтобы город стал Smart City?
 
«В Киеве уже начали проводить мероприятия по изменению работы городской системы», - говорит собственник и основатель AVG Group Андрей Войтко. «Принимаются меры по повышению безопасности. Разработанные совместно с компанией Huawei мероприятия по глобальным изменениям системы безопасности центрального ореола города предотвращают появление «мертвых зон», которые невозможно увидеть на камерах. Осуществляются мероприятия по изменению городской логистической схемы. Реализована программа «Карточка киевлянина», которая также является частью плана по трансформации города в smart city. Эти системы не только меняют актуальную ситуацию, они работают на опережение, прогнозируя и предотвращая проблемы в работе городской системы. Чтобы процесс превращения Киева в smart city проходил быстрее, необходимы не только законодательные инициативы нашей мэрии, но также нужны внутренние изменения каждого из нас», - считает эксперт.
 
СЕО URE Club Ольга Соловей согласна с тем, что Киев уверенно двигается в направлении Smart, очень многое уже сделано и воплощено в жизнь. «Важно  понимать, что процесс это не быстрый и, в том числе, затратный. Поэтому до идеального smart city Киеву еще далеко. Тем не менее, картинка уже вырисовывается, и главное – перспективы у города однозначно есть.  Возможно, не хватает коммуникаций между городом и бизнесом – бизнес ведь может существенно помочь городу. Проблема также в том, что о готовых сервисах, которые уже существуют в Киеве, горожане попросту не знают, а значит – не могут пользоваться ими», -  заключает Ольга. 
 
«Сейчас тема smart city стала «пиарной»: и для властей, и для застройщиков, и для общественников, и даже для технологических компаний», - таково мнение Андрея Рыжикова, коммерческого директора UTG. – «На самом деле, любую комплексную задачу можно решить либо силой, либо вдохновением. А чтобы использовать силу – нужно вдохновение, желание  сделать город другим, более гибким и отзывчивым на требования его жителей. Важно, чтобы это вдохновение и стремление жить в будущем разделяли сами горожане. Жесткое внедрение системы, чаще всего со стороны государства, для рационального управления и тотального контроля – это решение вопроса с позиции силы. К сожалению, в Киеве пока нет ни вдохновения, ни силы. Возможно, ситуация изменится с появлением большого количества целевых денег и лидера, который это движение возглавит».
 
Какие технологии необходимо внедрять в первую очередь: энергоэффективность и чистая энергетика, решение проблем трафика и умных парковок, электронное правительство или что-то другое?
 
Андрей Войтко считает, что все перечисленные технологии требуют поступательного одновременного внедрения. «Очень важна энергоэффективность. Сейчас предпринимаются первые попытки повышения термосанации старого жилого фонда, для которого характерны большие термопотери частных и общественных зон. Также в Украине уже создаются кластеры, аккумулирующие солнечную энергию. Необходимо решать проблему регулировки городского траффика и вопрос с парковками. Важно привлекать к участию в работе городских систем самих горожан, предоставив им возможность электронного голосования – это повысит уровень самосознания и ответственности. Во всех этих системах нет приоритетных элементов, они все важны для жителей города», - говорит основатель AVG.
 
Руководитель технического отдела Danfoss Украина Алексей Жаданов комментирует со своей стороны: «Это должна быть глобальная стратегия развития города, которая будет учитывать всё: начиная от качества дорог и работы светофоров, заканчивая планированием супермаркетов. Например, один такой супермаркет может отапливать целый жилой комплекс. Поясню: при использовании холодильников происходит забор тепла от продуктов и выброс его на улицу, то есть в никуда, попросту - в атмосферу. Рациональное использование этого тепла позволило бы значительно сэкономить на отоплении в целом. И это только одна маленькая частность, которых, на самом деле, очень много». 
 
Возлагает большие надежды на искусственный интеллект Андрей Рыжиков, объясняя это так: «В первую очередь нужно перестать купировать симптомы, а заняться причинами. Решение задачи в классике нам очень хорошо знакомо: собери информацию – проанализируй – разработай решение – смоделируй – внедри. Мы же начинаем эту цепочку реализовывать в обратном порядке, потому что сбор данных и их анализ – это очень затратные шаги, и их мало кто умеет делать. Но только разместив тысячи датчиков, в том числе и видеокамер, начав собирать данные с носимых устройств, автомобилей и домашних IoT-систем, можно будет найти причинно-следственные связи между различными сферами городской жизни и начать их оптимизировать. В этом смысле технологии искусственного интеллекта очень помогут создать реально работающие модели городов и на их основе разрабатывать план внедрения smart-технологий».
 
Ольга Соловей делает акцент на траффике, который, по ее мнению, в данный момент является основной проблемой Киева: «Это одна из самых больных точек на сегодня. И, к сожалению, каких-то особых изменений положения дел пока не видно. А для «умного города» это – один из самых важных аспектов, который очевиден и понятен, и в дополнительной коммуникации не нуждается».
 
Изменение города - чья это должна быть инициатива: государства, общественности, девелоперов? Совместная работа? 
 
«В любом случае, катализатором всех изменений должен выступать город. Проблема, как я уже говорила, в коммуникации. Бизнес, застройщики, горожане могут только помочь, улучшить, оптимизировать, ускорить все процессы. Однако нет выстроенных диалогов между всеми участниками. О многих изменениях, которые пытается внедрить город Киев, жителям в принципе неизвестно. Вот в этом большая проблема», - авторитетно заявляет Ольга Соловей, СЕО URE Club.
 «Я думаю, это все-таки ответственность городских служб, то есть - государства. Потому что девелопер, застраивая свой участок, следует тем правилам, которые уже существуют. Правилам архитектуры, например, когда нельзя в исторической части города выстроить 45-этажную «стекляшку», которая, как минимум, испортит лицо города, и так далее», - делится своими мыслями Алексей Жаданов.
 
Собственник AVG убежден, что решения и инициативы по внедрению технологий smart city должны приниматься однозначно совместно – частными лицами, застройщиками, девелоперами. Андрей Войтко утверждает, что даже когда инициатива исходит от государства на законодательном уровне, а менталитет жителей, уровень их самосознания и гражданская позиция остаются прежними – к улучшению состояния городской среды прийти невозможно. 
 
Андрей Рыжиков: «Идеальная ситуация, когда в smart-технологиях заинтересованы все стороны: государство получает управляемую ситуацию, люди живут в комфортных и безопасных городах, девелоперы повышают маржинальность проектов, а технологические компании в реальных условиях применяют свои самые смелые разработки. В любом случае, кто бы ни был первый и главный, но город – это среда обитания человека. И если населению это не нужно, то любой проект обречен на провал. Поэтому очень важным аспектом является образовательная и просветительская функция – жители должны осознанно подходить к взаимодействию с городской средой и реально хотеть сделать свою жизнь лучше».
 
Как система smart city устроена за рубежом? Расскажите о наиболее ярких примерах, которые вас удивили, вдохновили?
 
Алексей Жаданов отмечает, что границей всё сделано для людей: «Для всех участников движения отведена собственная комфортная зона. Ты понимаешь, куда едет тот или иной транспорт – везде существуют вывески и указатели. То же касается жилья. Они живут по-другому, по-другому относятся к энергосбережению. И техника там совсем другая, она здорово помогает. Так, «умный дом» дает возможность не задумываться об экономии, делая всё в автоматическом режиме. Кстати, стоимость жилья в Европе зависит от того, насколько оно экономично. То есть чем менее оно энергоэффективно, чем больше расходы на коммунальные услуги, тем жилье дешевле. Мы тоже к этому рано или поздно придем, хотя путь впереди еще длинный».
 
«В Лондоне я обратил внимание на то, как быстро работают службы безопасности, - делится Андрей Войтко, - благодаря системе наблюдения, они отслеживают необычные скопления людей. План по превращению своей столицы в «умный город» британцы начали разрабатывать сразу после Олимпийских игр, - они показали реальные провалы существующей городской системы и необходимые направления ее развития. Первая его часть касалась улучшения работы существующих систем, проведения разъяснительной работы среди горожан, налаживание отношений с девелоперами. Вторую часть плана будет касаться инноваций в работе городских систем. Вслед за Лондоном в список городов с наиболее развитой системой smart city попала также Барселона. Здесь я обратил внимание на «умные» парковки. Также я знаю, что этот город известен одной из самых продвинутых систем по сбережению водных ресурсов».
 
Все «умные города» объединяет «умное» ядро и централизованное управление, а вот цели у каждого – разные, считает Андрей Рыжиков. «Внедрять smart-решения в существующем городе задача очень сложная, и не всегда выполнимая полностью. Поэтому настоящие smart city правильнее строить с нуля. У этих проектов тоже есть сложности, но каждый следующий город становится лучше своих предшественников. На сегодня самым масштабным и наполненным технологиями будущего является проект города Неом в Саудовской Аравии. Если вы смотрели фантастические фильмы, где на фоне невероятной архитекторы роботы, машины с автопилотом и все управляется их футуристического центра  с огромными экранами, то очень скоро это можно будет увидеть в реальности», - говорит эксперт.
 
Ольга Соловей: «Каждый город находит свой путь и идет по нему, у каждого – свои акценты. Есть города, в которых ударение  делается именно на транспорт, на траффик. Безопасность – один из невероятно важных акцентов, конечно же. Очень здорово это работает в Нью-Йорке, например. Одним словом, да, есть действительно хорошие примеры».
 
Международная консалтинговая компания McKinsey предсказывает появление 600 «умных» городов уже к 2020 году. Через какой период времени Киев сможет приблизиться по уровню внедрения информационно-цифровых технологий к Барселоне, Амстердаму, Нью-Йорку?
 
Андрей Войтко комментирует: «Умные города»  характеризуются инновациями в работе правоохранительных органов, электростанций, общественных служб, высоким уровнем развития туризма, и даже регулировкой вывоза городских отходов. Заниматься сейчас прогнозами, на каком месте окажется Киев через несколько лет, - это ПОКА исключительно утопическое упражнение, которое можно рассматривать как привлекательную разминку для ума».
 
«Дело в том, что когда мы приблизимся к их текущему уровню, они уйдут еще дальше и будут еще выше», - говорит Алексей Жаданов.
 
Действительно прогнозировать что-либо – задача одна из самых непростых, а главное – неблагодарных. Поживем – увидим. В чем эксперты единогласны – движение есть, и оно – в нужном направлении. Важны инициатива, слаженная командная работа всех структур, которую невозможно представить также без активного участия горожан, и глобальные изменения во всех сферах.
 

Последние комментарии

e-Digest