07/08/2014 - 12:01

Ритейлеры приостановили планы по расширению своих сетей и сконцентрировались на сокращении затрат

Ритейлеры приостановили планы по расширению своих сетей и сконцентрировались на

Согласно данным консалтинговой компании CBRE, в результате снижения потребительского спроса, за первые пять месяцев 2014 года оборот организованной розничной торговли в Киеве существенно сократился (-5,7% г/г) впервые с 2009 г, что отразилось на уменьшении спроса на торговые площади со стороны ритейлеров.

По словам Марины Гавриленко, руководителя отдела аналитики CBRE, в нынешних условиях ритейлеры приостановили планы по расширению своих сетей и сконцентрировались на оптимизации бизнеса путём сокращения затрат: «Наиболее радикальной мерой в рамках данной стратегии был уход с рынка либо закрытие убыточных магазинов с целью сокращения арендных расходов, которые резко выросли в связи с девальвацией национальной валюты. Так, например, среди сетей, покинувших украинский рынок в 1 полугодии 2014 г., были российская сеть спортивной одежды Bosco Sport, французский обувной бренд Minelli, американский одёжный бренд Esprit, немецкая сеть строительных гипермаркетов OBI, российская сеть продуктовых супермаркетов «Перекресток». Другие ритейлеры закрывали неприбыльные магазины, которые демонстрировали наиболее сильный спад продаж либо резкое увеличение затрат на аренду магазинов в гривнах, либо оба фактора в совокупности. Еще одной опцией в рамках антикризисной стратегии некоторых розничных сетей стало сокращение занимаемых торговых площадей на 30-50%».

Что касается позитивных тенденций, некоторые ритейлеры расширяли свои розничные сети либо заявляли о будущих запланированных открытиях, невзирая на замедление потребительского спроса. Например, датская компания JYSK, открыла два новых магазина в ТРЦ Gulliver (700 кв. м) и ТРЦ «Аркадия» (850 кв. м), Auchan Group, объявила о планах открыть до конца года новый продуктовый гипермаркет (11 000 кв. м) в ТРЦ «Проспект», турецкий ритейлер LC Waikiki планирует открыть свой третий магазин (1 100 кв. м) в ТРЦ Sky Mall, а LPP Group SA арендовала 3 000 кв. м для открытия всех пяти брендов компании (Reserved, Mohito, Cropp Town, House, SinSay) в ТРЦ «Проспект». Кроме того, в 1 полугодии на рынке Киева дебютировали британский обувной мультибренд Keddo, испанский бренд одежды Pedro del Hierro, итальянские сети нижнего белья Calzedonia и Intimissimi, а также французская сеть булочных Paul.

Несмотря на напряженную экономическую ситуацию, в течение 1 полугодия 2014 года рынок торговой недвижимости пополнился умеренным объёмом нового предложения со вводом в эксплуатацию ТРЦ «Атмосфера» (30 000 кв. м GLA). В результате, общий объём профессиональных торговых площадей в Киеве достиг 838 000 кв. м. Во 2 полугодии 2014 г. ожидается открытие еще одного знакового объекта – ТРЦ «Проспект» (41 000 кв. м. GLA). Таким образом, новое предложение торговых центров в Киеве достигнет примерно 71 000 кв. м. к концу 2014 г., что на 40% меньше по сравнению с аналогичным показателем прошлого года.

В общем, объем торговых центров на стадии строительства остался относительно стабильным с начала года, однако, темпы строительства значительно замедлились ввиду ограниченного финансирования и ослабления спроса со стороны арендаторов. Иными словами, сроки ввода в эксплуатацию некоторых крупномасштабных объектов, запланированных на 2014 год, таких как ТРЦ Respublika (135 000 кв. м), ТРЦ Lavina Mall (115 500 кв. м), ТРЦ Блокбастер Mall (120 000 кв.м), предварительно были перенесены на 2015 год. Тем не менее, несмотря на экономический спад, в 1П 2014 компания Arricano Real Estate начала строительство ТРЦ «Лукьяновка» (47 000 кв. м. GLA), ввод в эксплуатацию которого запланирован на 2016 год.

Сокращение спроса со стороны арендаторов и выход новых торговых площадей в течение 1 полугодия 2014 г. способствовало небольшому росту вакантности в среднем по рынку. В то же время, по состоянию на конец июня 2014 г. в наиболее успешных торговых центрах вакантность всё же оставалась на достаточно низком уровне и составляла 2-4%, хотя на конец 2013 г. данный показатель был на уровне 0-2%. В менее успешных ТРЦ, уровень вакантности достигал 8-10%.

Девальвация национальной валюты способствовала значительному увеличению затрат на аренду торговых помещений. С целью уменьшить нагрузку на бизнес, арендаторы искали возможность согласовать более выгодные арендные условия c арендодателем. Большинство владельцев торговых центров шли на встречу арендаторам, предоставляя временное снижение арендной ставки в форме индивидуальных скидок на аренду помещений либо фиксируя обменный курс UAH/USD на оговоренном уровне. В результате, среднерыночные арендные ставки снизились на 20% по сравнению с концом прошлого года. На сегодняшний день стоимость аренды в лучших торговых центрах варьируется в пределах $80-136/кв. м/месяц (без НДС, эксплуатационных и коммунальных расходов) за стандартную галерейную секцию 100-200 кв. м. В менее успешных ТРЦ - $40-68 кв. м/месяц.   

Последние комментарии

e-Digest