12/09/2016 - 12:53

В I полугодии в Киеве зафиксировано снижение вакантности в лучших торговых центрах до 2-4%

В I полугодии в Киеве зафиксировано снижение вакантности в лучших торговых центр
Согласно данным международной консалтинговой компании CBRE в Украине, которые были обнародованы в обзоре рынка торговой недвижимости Киева за 1 полугодие 2016 года, после глубокого экономического спада в 2014-2015, в первом полугодии 2016 украинская экономика показала первые признаки восстановления, что положительно отразилось на состоянии рынка торговой недвижимости. Постепенное улучшение экономических показателей способствовало относительной стабилизации потребительского спроса и благосостояния ритейлеров. 
 
Показатели розничного товарооборота отражают позитивную динамику: в первом полугодии 2016 рост розничного товарооборота в целом по стране и в Киеве, в частности, составил +3,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В последние два года ритейлеры сохраняли осторожность с точки зрения расширения сетей, открывая новые магазины лишь в лучших торговых центрах. В особенности это касается больших сетевых ритейлеров, таких как Inditex, L.P.P., Punto Fa, ARGO и др., продолжительное время присутствующих на местном рынке и уже занявших площадки в наиболее успешных объектах. С другой стороны, игроки, недавно вышедшие на рынок, придерживались стратегии закрепления присутствия в лучших локациях, пользуясь выгодными условиями аренды и наличием свободных площадей в качественных объектах торговой недвижимости. 
 
Умеренная экспансия ритейл-операторов была более очевидна в среднем ценовом сегменте. Собственники приветствовали арендаторов, которые могли привлечь посетителей в торговые центры, не смотря на ограниченные потребительские бюджеты и сложные экономические условия. Например, LC Waikiki, турецкий ритейлер среднего ценового сегмента, после открытия своего самого большого магазина (1 360 кв. м) в ТРЦ «Проспект» в прошлом году, открыл новый магазин площадью 640 кв. м в ТРЦ «Дрим Таун». Более того, LC Waikiki заявили о планах по расширению присутствия в Украине, планируя открыть до 10 магазинов к концу года. Также, мультибрендовая сеть обуви SuperStep, открывшая магазины в ТРЦ Sky Mall в Киеве и ТРЦ Forum Lviv во Львове, расширила свое присутствие в столице, открыв магазин в ТРЦ Ocean Plaza. Более того, до конца года ритейлер планирует открыть еще 6 магазинов в Украине. 
 
Еще одним позитивным трендом, поддерживающим спрос на торговые площади, было появление новых брендов на рынке. В 1 полугодии 2016 г. состоялось открытие первых магазинов новых брендов, включая Ravin Jeans, Tezenis, Falke и Falke Kids, Atos Lombardini, Steiff и Potis & Verso. Примечательно, что для открытия своего первого магазина все новые бренды отдавали предпочтение торговым центрам, нежели формату стрит-ритейл. Во 2 полугодии 2016 года в украинских торговых центрах ожидается появление таких брендов как Falconeri, Cortefiel, Armani Exchange, Maje, Mavi, Defacto, Migros. Кроме того, возможность выхода на рынок в 2017 году рассматривают Decathlon, один из крупнейших французских ритейлеров, специализирующейся на спортивных товарах, и американская сеть ресторанов Papa Johns. 
 
Что касается нового предоложения, в первом полугодии 2016 г. в эксплуатацию был введен лишь один торговый центр New Way площадью 16 600 кв. м, расположенный на Левом берегу Киева. Однако, поскольку ТЦ «Альта Центр» был выкуплен сетью строительных гипермаркетов «Эпицентр К» для собственного использования, общий объем предложения торговых помещений в Киеве практически не изменился и находился на уровне около 900 000 кв. м на конец первого полугодия 2016 г. 
 
Кира Пругло, руководитель направления аналитики департамента оценки и стратегического консалтинга компании CBRE Ukraine прокомментировала: «Согласно заявлениям девелоперов, со вводом в эксплуатацию ЦУМа (23 500 кв. м в аренду) и ТРЦ Lavina Mall (127 500 кв. м) во втором полугодии, объем нового предложения может достигнуть 168 000 кв. м в 2016 г. Следует отметить, что хотя традиционный формат торговых центров остается превалирующим, ЦУМ станет первым объектом в формате современного универмага на рынке. Что касается второго знакового объекта, ТРЦ Lavina Mall площадью 127 500 кв. м (GLA), с момента официального открытия для посетителей, которое анонсировано на конец сентября, объект будет крупнейшим торговым центром в столице».
 
Рост заполняемости в наиболее успешных торговых центрах Киева был еще одной позитивной тенденцией 1 полугодия 2016: уровень вакантности в наиболее качественных объектах снизился на 1 п.п. по сравнению с концом 2015 и составил 2% - 4% на конец июня 2016. В торговых центрах с менее успешным расположением и менее качественной концепцией уровень вакантности варьировался в диапазоне 7% - 10%. 
 
Арендные ставки сохраняли стабильность на протяжении первого полугодия. Ставки на наилучшие помещения оставались на уровне $50-80/кв. м/месяц (без НДС, эксплуатационных и коммунальных расходов), в то время как арендные ставки в других торговых центрах находились в диапазоне $25- $40 кв.м/месяц для стандартной галерейной секции площадью 100-200 кв. м.
 

Похожие материалы

Последние комментарии

e-Digest