14/03/2017 - 11:31

Объем нового предложения ТЦ в регионах Украины в 2016 году составил 88 тыс. кв. м

Объем нового предложения ТЦ в регионах Украины в 2016 году составил 88  тыс. кв.
Согласно данным компании CBRE Ukraine, ситуация на региональном рынке торговой недвижимости характеризовалась улучшением показателей в 2016 году. После глубокого спада розничного торгового оборота на 19,8% в 2015 году, оборот розничной торговли в 2016 году в Украине продемонстрировал небольшой рост на 4,4% г/г. Несмотря на то, что потребительский спрос в регионах оставался более подверженным экономическим колебаниям ввиду более низкого располагаемого дохода, спрос ритейлеров показал позитивную динамику в соответствии с общими тенденциями на рынке. Крупные национальные и международные розничные сети сконцентрировались на развитии в западном и центральном регионах. В особенности эта тенденция отмечалась в сегменте продовольственной торговли. Например, национальная сеть дискаунтеров «ATБ» приобрела 17 супермаркетов «Барвинок» в западной части Украины. Региональный ритейлер «Рукавичка», который представлен в основном в западной части страны, получил кредит от ЕБРР в сумме 135 млн. грн. на модернизацию и расширение розничной сети. В то же время, Fozzy Group закрыла свои дискаунтеры «ФОРА» в Харьковской области, тогда как освободившиеся помещения были заняты местной сетью продуктовых магазинов Digma. В 2016 году австрийская сеть супермаркетов Billa также продала два супермаркета в Харькове для того, чтобы сосредоточиться на развитии в Киевской области. 
 
Сети магазинов электроники также продолжали медленно расширяться в связи с восстановлением роста объема продаж. Такие крупные игроки, как Eldorado, Фокстрот, Comfy, открыли несколько новых магазинов, сокращая занимаемую площадь магазинов, следуя тенденции прошлых лет. В тоже время в сегменте гаджетов и аксессуаров отмечалось увеличение площади магазинов. Например, сеть «ЦИТРУС», которая прежде развивала магазины площадью 50-150 кв.м, пересмотрела формат, увеличив площадь новых магазинов до 300-800 кв. м. Масштабирование формата также проводилось в сети магазинов мобильной электроники «Алло». 
 
Арендаторы в других сегментах, давно присутствующие на рынке, в основном были сосредоточены на существующих магазинах, открыв несколько новых магазинов в наиболее популярных региональных торговых центрах. Среди активных игроков, значительно расширивших присутствие в регионах, стоит отметить турецкого оператора LC Waikiki, который открыл 6 новых магазинов в Харькове, Львове, Днепре, Житомире, Запорожье и Чернигове. Датская сеть магазинов товаров для дома JYSK открыла 3 магазина площадью от 800 до 1 200 кв.м в Белой Церкви, Тернополе и Львове. Ритейлеры сегмента товаров парфюмерии и косметики возобновили региональную экспансию. Так сеть Brocard расширилась на 2 магазина Brocard в Одессе и Кропивницком, в то время как магазины Bomond были открыты во Львове и Днепре. Магазины косметических брендов также открывались в новых городах, включая открытия первого магазина американского бренда M.A.C. в Одессе и NYX в Харькове. 
 
В течение 2016 года девелоперская активность в регионах в целом была стабильна: объем введенных в эксплуатацию площадей оставался на уровне прошлого года. С открытием четырех торговых центров региональное новое предложение составило 88 000 кв.м (0% г/г). При этом 38% новых площадей было введено в эксплуатацию в небольших городах с населением около 250 тыс. человек. Новое предложение было представлено двумя небольшими полупрофессиональными объектами Depot Center с арендуемой площадью 12 000 кв.м и 6 000 кв.м в Черкассах и Кропивницком соответственно, а также ТЦ «Квартал» (16 000 кв.м GLA) в Хмельницком. Однако основная часть нового предложения на региональном рынке была представлена ТРЦ Victoria Gardens (54 500 кв.м GLA) во Львове. Если ранее Львов отставал от других крупнейших городов по обеспеченности торговыми площадями, то в 2016 со вводом в эксплуатацию ТРЦ Victoria Gardens обеспеченность качественными торговыми помещениями увеличилась с 116 кв.м до 188 кв.м на 1 000 жителей. Если рассматривать будущее предложение, единственным профессиональным торговым центром, который находится на стадии строительства в данный момент, является ТРЦ «Никольский» (52 000 кв.м GLA) в Харькове, открытие которого заявлено на 2017-2018 гг. 
 
Кира Пругло, руководитель направления аналитики CBRE Ukraine, прокомментировала: «С учетом последних изменений в объеме общего предложения, в Харькове показатель обеспеченности торговыми площадями стал самым низким среди крупнейших городов по состоянию на конец 2016 года. Таким образом, при постепенном улучшении потребительских настроений, ожидаются достаточно быстрые темпы поглощения площадей в рамках проекта ТРЦ «Никольский». Более того, развитие двух крупных проектов планируется в Одессе в ближайшие несколько лет, включая ТРЦ Les Vignes (53 000 кв.м GLA) компанией Immochan Ukraine и ТРЦ Yessa (39 000 кв.м GLA) компанией «Будхаус Групп». Тем не менее, мы не ожидаем, что строительство перейдет в активную фазу в ближайшее время, поскольку застройщики в основном сосредоточены на других проектах, которые находятся на более поздней стадии строительства».
 

Последние комментарии

e-Digest