15/04/2014 - 19:43

В I квартале в России введено 169 тыс. кв. м новых торговых площадей

В I квартале в России введено 169 тыс. кв. м новых торговых площадей

По подсчетам аналитиков компании JLL, в 1-м квартале 2014 года в России было введено 169 тыс. кв. м новых торговых площадей. Более 30% из них появилось в столице РФ, где открылось два торговых центра совокупной арендуемой площадью более 59 тыс. кв. м – «Реутов Парк» и «Москворечье». Данный показатель стал самым высоким результатом 1-го квартала за последние три года, свидетельствуют данные JLL. Так, за первые три месяца прошлого года в столице открылся только один ТЦ арендуемой площадью 5 тыс. кв. м.

В то же время российский рынок торговых центров в прошедшем квартале продемонстрировал отрицательную динамику – объем ввода снизился почти на 45% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года, когда на рынок вышло 305 тыс. кв. м новой торговой недвижимости.

 «Данное снижение не говорит о сокращении объемов строительства – мы по-прежнему видим большое число торговых проектов в процессе реализации. Низкий объем нового ввода объясняется в том числе рекордным показателем 4 квартала 2013 года, когда на рынок единовременно вышло более 800 тыс. кв. м торговых площадей, - говорит Татьяна Ключинская, Директор по России и СНГ, Начальник департамента торговых площадей компании JLL. – По нашим предварительным оценкам, всего в течение года в России будет введено около 1,8 млн кв. м арендуемых площадей в торговых центрах – немногим менее рекордного показателя 2008 года (1,85 млн кв. м)».

Существенным отличием 2014 года станет высокая доля Москвы в общем объеме ввода – столица обеспечит 35% общероссийского показателя, или более 600 тыс. кв. м. Для сравнения: в 2013 году на Москву пришлось лишь 12% новых площадей (204 тыс. кв. м).

Татьяна Ключинская комментирует: «Ближайшие два года станут периодом выхода проектов-гигантов на московский рынок, арендуемая площадь каждого из которых превышает 100 тыс. кв. м, включая самый большой ТРЦ в Европе “Авиа Парк”, новые торговые центры “Вегас”, “Колумбус”. В результате, несмотря на продолжающееся строительство ТЦ в регионах России, именно Москва впервые за долгое время выйдет на первое место по объему новых торговых площадей в стране. Помимо этого доля в 35% в общероссийском вводе станет рекордной для Москвы с 2005 года. Сравнимый результат (33%) был достигнут только в 2009 году, когда открылось сразу несколько крупных торговых центров, включая “Метрополис”, “Золотой Вавилон Ростокино” и “Город Лефортово”».

По итогам 1-го квартала 2014 года общий объем рынка торговых площадей в Москве составил 3,6 млн кв. м, обеспеченность москвичей торговыми центрами – 311 кв. м на 1 тыс. жителей, что по-прежнему ниже аналогичного показателя в большинстве европейских столиц. К концу 2014 года эта цифра значительно увеличится и достигнет 361 кв. м на 1 тыс. человек.

 «Несмотря на изменившиеся макроэкономические условия (рост курса валют, снижение прогнозов по росту ВВП и доходов населения), в 1-м квартале 2014 года не менее активно в сравнении с аналогичным периодом 2013 года на рынок Москвы и России выходили новые ритейлеры. Первые магазины открыли Harman (электроника), Violeta by Mango (одежда), MODELS OWN (косметика), Sinsay (одежда), Conguitos (детская одежда и обувь), Mio (женская обувь). Также на российский рынок вернулся бренд Pizza Hut (общепит)», - перечисляет Андрей Привезенцев, руководитель направления аналитики рынка торговой недвижимости компании JLL.

Долларовые ставки аренды в действующих торговых центрах Москвы по итогам 1-го квартала остались на прежнем уровне. Максимальная ставка составляет 3-4,5 тыс. долл. за кв. м в год, средняя ставка аренды находится в диапазоне 0,5-1,8 тыс. долл. за кв. м в год.

«Пользуясь текущей ситуацией экономической неопределенности, многие ритейлеры пытаются требовать снижения ставок в региональных объектах и строящихся проектах в Москве. Девелоперы со своей стороны готовы рассматривать альтернативные компенсационные решения взамен снижению ставки аренды, - отмечает Татьяна Ключинская. – В случае существенного ухудшения макроэкономической ситуации возможен пересмотр ставок аренды в сторону снижения до конца 2014 года, однако это не коснется топовых проектов в столице, которые продолжают пользоваться высоким спросом».

Доля вакантных площадей в действующих торговых центрах Москвы осталась на уровне 2,5%. Однако в связи со значительным объемом ввода новых объектов, запланированным на 2014 год, макроэкономическими изменениями и ротацией арендаторов, аналитики JLL прогнозируют увеличение этого показателя. «В текущих рыночных условиях арендаторы тщательно изучают экономическую эффективность каждого действующего магазина, - комментирует Татьяна Ключинская. – Они предпринимают попытки по пересмотру условий аренды в менее удачных торговых комплексах, а в случае получения отказа готовы закрывать магазины в них, чтобы перейти в более качественные объекты. Помимо этого на долю свободных помещений на рынке повлияет открытие новых торговых центров, многие из которых будут иметь значительный объем неоткрытых магазинов. В результате до конца года объем вакантных помещений в торговых комплексах Москвы может увеличиться примерно вдвое – до 4-4,5%».

Похожие материалы

Последние комментарии

e-Digest