14/07/2014 - 14:21

В Москве зафиксирован рекордный объем ввода торговых площадей

В Москве зафиксирован рекордный объем ввода торговых площадей

По подсчетам аналитиков компании JLL, рынок качественных торговых центров Москвы увеличился во 2-м квартале 2014 года на 183 тыс. кв. м. Это наивысший квартальный показатель за последние четыре с половиной года: предыдущий лучший результат был зафиксирован в 4-м квартале 2009 года и составил 280 тыс. кв. м.

Кроме того, согласно данным JLL, текущий показатель является рекордным для 2-го квартала и 1-го полугодия (242 тыс. кв. м) за всю историю рынка. Предыдущий максимальный результат 2-го квартала был достигнут в 2010 году (156 тыс. кв. м), 1-го полугодия – в 2009 году (211 тыс. кв. м).

Крупнейшие проекты, введенные в эксплуатацию во 2-м квартале 2014 года, – ТРЦ «Вегас Крокус Сити» арендуемой площадью 112,5 тыс. кв. м и ТРЦ «Весна» арендуемой площадью 56 тыс. кв. м. «Совокупно за 1-ое полугодие в Москве было введено 242 тыс. кв. м торговых площадей, и этот результат уже превышает показатель за 2013 год в целом. Напомню, что в 2013 году объем столичного рынка ТЦ увеличился на 204 тыс. кв. м, – комментирует Татьяна Ключинская, Начальник департамента торговых площадей компании JLL. – По итогам прошедших шести месяцев общий объем предложения на рынке торговых центров Москвы превысил 3,8 млн кв. м арендуемых площадей. В целом за 2014 год мы ожидаем рекордного объема ввода в Москве на уровне около 730 тыс. кв. м».

Ранее аналитики JLL прогнозировали около 600 тыс. кв. м ввода. Обновленный показатель включает в себя ТРЦ Columbus, в то время как несколько проектов меньшего размера могут быть перенесены на 2015 год. На 2-е полугодие запланировано открытие таких торговых центров, как «Кунцево Плаза» (68 тыс. кв. м), «Авиа Парк» (227 тыс. кв. м), «Центральный Детский Магазин на Лубянке» (34,6 тыс. кв. м) и Columbus (142 тыс. кв. м). В результате объем рынка торговых комплексов Москвы превысит 4 млн кв. м.

Обеспеченность московского рынка торговыми площадями постепенно сравнивается с аналогичными показателями в европейских столицах. По итогам 1-го полугодия 2014 года на 1 тыс. москвичей приходится 327 кв. м арендуемых помещений в ТЦ, к концу года, по прогнозам аналитиков JLL, этот показатель окажется на уровне 368 кв. м.

«Российский рынок торговых центров в целом, напротив, демонстрирует отрицательную динамику в сравнении с 2013 годом. Объем ввода новых площадей во 2-м квартале 2014 года составил 261,5 тыс. кв. м, что на 12% ниже показателя аналогичного периода прошлого года, правда, на 55% превышает результат 1-го квартала 2014 года. При этом более половины новых площадей на российском рынке пришлось на Москву, тогда как традиционно столица составляет не более трети в общем показателе. Столичный регион остается в приоритете у ритейлеров, и, несмотря на то, что в региональных городах строятся профессиональные торговые центры, спрос на них со стороны операторов ограничен», - комментирует Татьяна Ключинская.

За 1-ое полугодие российский рынок пополнился 430,5 тыс. кв. м новых площадей, что на 28% уступает объему ввода аналогичного периода 2013 года. В настоящий момент общий объем предложения качественных торговых центров в России составляет 16,7 млн  кв. м.

По прогнозам аналитиков JLL, ввод торговых площадей в России по итогам 2014 года составит около 1,7-1,8 млн. кв. м, немногим менее рекордного показателя 2008 года (1,85 млн кв. м). В результате к концу года объем российского рынка ТЦ превысит 18 млн. кв. м и выйдет на второе место по этому показателю в Европе, обогнав Францию (16,5 млн кв. м) и лишь немного уступая Великобритании (около 18,2 млн кв. м).

«Несмотря на макроэкономическую неопределенность, новые ритейлеры продолжают выходить на российский рынок. Среди дебютантов второго квартала, стоит отметить несколько брендов сегмента «одежда, обувь, аксессуары», а именно Deichmann, Harmont & Blaine, Moncler и Norma J Baker, магазин детских товаров Prenatal Milano, магазин косметики Tony Moly, спортивный бар Hooters, а также DIY-ритейлера Index Living Mall. Интересно, что последний открыл свой первый магазин в Барнауле, в то время как все остальные начали свое развитие с Москвы и Санкт-Петербурга», - отмечает Андрей Привезенцев, Руководитель направления аналитики рынка торговой недвижимости компании JLL.

Макроэкономическая неопределенность и ротация арендаторов предопределили рост средней доли вакантных помещений в качественных торговых центрах Москвы. По итогам 2-го квартала 2014 года этот показатель вырос с 2,5% до 3,5%, и к концу года, по прогнозам JLL, окажется на уровне 4,5-5%. В связи с макроэкономическими сложностями арендаторы настаивают на снижении ставок в региональных проектах и строящихся ТЦ в Москве. Девелоперы, в свою очередь, готовы рассматривать альтернативные компенсационные решения для арендаторов. Максимальная ставка по итогам квартала составляет 3-4,5 тыс. долл. за кв. м в год, средняя ставка аренды находится в диапазоне 0,5-1,8 тыс. долл. за кв. м в год.

«На наш взгляд, значительный объем ввода торговых центров в Москве, ожидающийся в 2014-2015 годах, не приведет к перенасыщению рынка. Покупательский спрос перераспределится в сторону более качественных объектов, тогда как менее качественные будут вынуждены искать новую нишу, например, выходить в узкоспециализированный сегмент», - считает Татьяна Ключинская.

Похожие материалы

Последние комментарии

e-Digest