21/10/2015 - 12:17

Итоги российского рынка торговой недвижимости за IIІ квартал

Итоги российского рынка торговой недвижимости за IIІ квартал
За последний квартал 2015 г. российский рынок торговой недвижимости продемонстрировал высокую активность, за этот период в эксплуатацию было введено 12 региональных торговых объектов, из них 2 – в Московской области. Всего за 3 квартала 2015 г., в регионах вышло 20 проектов с суммарной торговой площадью в 443,7 тыс. кв. м.

 

По количеству новых торговых комплексов рынок практически повторил прошлогодние показатели - за аналогичный период 2014 г. в эксплуатацию был введен 21 качественный региональный проект с общей торговой площадью более 682 тыс. кв. м, а в 2013 – 18 (GLA более 527 тыс. кв. м). Примечательно, что сейчас в регионах открываются комплексы меньших размеров, чем ранее. В 2015 г. средняя площадь нового регионального торгового центра составила чуть более 22 тыс. кв. м, в то время как средняя площадь комплекса, вышедшего на рынок в предыдущем году, составляла почти 32,5 тыс. кв. м, то есть показатель уменьшился почти на 32%.   
 
Традиционно Q4 2015 г. обещает большое количество новых проектов как в регионах, так и в Москве, что подтверждает сохраняющуюся высокую строительную активность на рынке. По прогнозам аналитиков Cushman & Wakefield, общая торговая площадь проектов, открытых по всей России за 2015 г., включая Москву и Московскую область, может составить 1 300 тыс. кв. м. Снижение по сравнению с показателями предыдущих годов с тем, что на фоне высокой девелоперской активности с точки зрения количества проектов сами объекты строятся в меньшем формате. 
 
В Москве за 2015 г. открылось 5 новых ТЦ с суммарной GLA в 306 тыс. кв. м. При этом общий объем новых торговых помещений в текущем году практически достиг показателя в рекордном 2014 г. (309,3 тыс. кв. м) и существенно опередил докризисный уровень в 2010-2013 гг. В Q3 2015 г. на рынок Москвы новые проекты не выводились, заявленные на этот период открытия перенеслись на конец 2015 -2016 г. В Q4 2015 г. планируется выход на рынок двух торговых центров компании «Ташир» – Avenue South West (GLA 40 тыс. кв. м) и торговой галереи ТЦ РИО на Киевском шоссе (GLA 45 тыс. кв. м), где в сентябре открылся якорный гипермаркет «Лента». Ожидается также открытие ТЦ «Калита» с GLA в 22 тыс. кв. м. Новые проекты открываются в удалении от центра Москвы, в том числе, до конца года ожидается открытие крупнейшего в Московской области торгового центра «Зеленопарк» (GLA 110 тыс. кв. м). 
 
Заполняемость большинства новых торговых центров как в Москве, так и в России в целом – низкая, и при открытии составляет в среднем около 30%. Торговые центры, открывшиеся в конце 2014-начале 2015 г., постепенно реализуют площади, наблюдается позитивная динамика заполняемости. 
 
С начала 2015 г. активность российских покупателей уменьшилась - посещаемость торговых центров снизилась в среднем на 10%*. По наблюдениям аналитиков Cushman & Wakefield, уровень заполняемости действующих торговых центров в течение 2015 г. относительно стабилен: в лучших действующих торговых центрах Москвы с устоявшейся зоной охвата** средний уровень свободных площадей за квартал вырос незначительно - с 2,17% до 2,35 %, а в среднем по Москве*** уровень вакантности составляет 9,3% (+1,3 п.п. в Q3).  
 
Ставки аренды за третий квартал, как и в течение всего текущего года, были относительно стабильными в торговых центра, открытых до середины 2014 г. Арендаторы в новых комплексах предпочитают совершать платежи в виде процента от товарооборота, а скидки арендаторам, полученные ими в конце 2014 г., в основном продлеваются до конца текущего года.
 
«В Q3 2015 г. - впервые за последние 4 квартала - ритейлеры снова начали анонсировать свои планы по развитию, - отмечает Лада Белайчук, старший директор и заместитель руководителя отдела исследований Cushman & Wakefield. - Они продолжают оптимизацию своих сетей, закрывая неэффективные магазины и используя новые открывающиеся возможности». На рынок выводятся флагманские магазины популярных брендов (Befree в Санкт-Петербурге, Deri & Mod в ТЦ «Афимолл», Forever 21 в ТЦ «Метрополис», United Color of Benetton в Ярославле), продолжается экспансия в новые региональные города. Среди новых ритейлеров – в основном новые форматы существующих брендов (Лента в формате супермаркета, Смартори – клубный проект Глобус Гурмэ). Также развиваются новые бренды по франчайзинговой схеме (дискаунтеры Euroshop, детские товары Rookie и др.).
 
«Относительная стабильность работы торговых центров, которую мы наблюдаем, обеспечивается постоянными усилиями как со стороны арендаторов, так и со стороны арендодателей, которым приходится находить компромиссы. Пока экономическая ситуация не дает оснований для позитивной динамики и роста рынка». - комментирует Лада Белайчук.
 

Похожие материалы

Последние комментарии

e-Digest