27/10/2015 - 16:30

В III квартале поглощение торговых площадей в Москве практически остановилось

В III квартале поглощение торговых площадей в Москве практически остановилось
Согласно последнему отчету компании CBRE, крупнейшей компании в сфере коммерческой недвижимости в мире, спрос ритейлеров на торговые площади остается слабым.
 
Снижение реальных доходов населения приводит к переключению потребителей на более дешёвые товары. По данным «Сбербанк-CIB» их доля в III квартале 2015 г. выросла до 69% по сравнению с 63% в предыдущем квартале. При этом экономия коснулась, в том числе товаров первой необходимости. Сокращение платёжеспособного спроса продолжает оказывать давления на оборот розничной торговли, снижение которого в реальном выражении в январе-сентябре 2015 года cоставило 8,5%. Крупные продуктовые сети, при этом, чувствуют себя лучше других ритейлеров: они продолжают показывать 10-30% рост выручки за счет открытия новых магазинов.
 
 
ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ПРОГНОЗ ВВОДА
Общий объем предложения качественных площадей в торговых центрах Москвы по итогам III квартала достиг отметки 5 139 тыс. кв. м, или 419 кв. м на 1 000 жителей.
 
В III квартале 2015 года в эксплуатацию была введена вторая очередь Vnukovo Outlet Village, арендопригодная площадь которой составляет 10,2 тыс. кв. м. 
 
В IV квартале ожидается ввод еще пяти проектов, суммарная торговая площадь которых составляет 143,2 тыс. кв. м. Три из них – Юго-Запад, РИО на Киевском шоссе и Калита - находятся на завершающем этапе отделочных работ и с высокой долей вероятности будут введены в срок. Открытие ТРЦ «Галерея Кутузовский» и торговой галереи в МФК Evolution Tower, ввод которых был запланирован до конца года, перенесены на 2016 год. 
 
СПРОС
 
По оценке, объем чистого поглощения в III кв. снизился до 4,1 тыс. кв. м. В III кв. на рынок Москвы вышло 11 новых международных брендов. Также, за последние 3 месяца планы по открытию первых магазинов анонсировали еще 4 бренда. В итоге, до конца года на рынке может появиться еще 7-8 новых международных сетей.
 
В связи с оптимизацией стратегии развития рынок покинуло ещё 2 сети (American Eagle Outfitters и Desigual). Всего с начала года с рынка ушли 6 международных ритейлеров.
 
ВАКАНСИЯ И КОММЕРЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Уровень вакантных площадей в торговых центрах по итогам квартала практически не изменился и составил 9,2%. Однако по итогам года он всё же может достигнуть 11% за счёт технических открытий новых торговых центров.
В проектах, введенных в 2014-2015 годах, уровень вакансии постепенно снижается. Во многом это связано с готовностью собственников идти арендаторам навстречу в коммерческих условиях. Это стало стимулом для 11 из 29 новых брендов, вышедших в 2015 году, открыть первые магазины именно во вновь введённых ТРЦ.
 
Снижение покупательской активности в большей степени отражается на посещаемости торговых центров крупных форматов, которым становится сложнее удерживать трафик из-за снижения потребительских расходов на развлечения и крупные покупки. Падение траффика в них составило, в среднем, 10-15% по сравнению с прошлым годом. Тем не менее, проекты, которые обладают хорошим местоположением и стабильно высоким траффиком покупателей, страдают от снижения посещаемости в меньшей степени.
 
Порядка 75-80% игроков перешли на рублевый эквивалент арендных ставок, который в 70% случаев исчисляется процентом от оборота. Долларовые ставки при этом продолжают снижение: прайм ставка к предыдущему кварталу снизилась на 3% и составила 1 650 долл./кв. м/ год. 
 

Основные показатели рынка торговой недвижимости Москвы

 

III кв. 2015

2015П

Общее предложение, млн. кв. м

5 139

5 282

Объем нового строительства, тыс. кв. м

10,2

480

Прайм ставка аренды в ТЦ, $ / кв. м / год

1 650

1 650

Средняя доля вакантных площадей в ТЦ, %

9,2

11

Ставка капитализации, %

9,75 - 10,25

9,75 – 10,5

Прайм ставка стрит ритейл, $ / кв. м / год

6 000

6 000

Средняя доля вакантных площадей в стрит-ритейле, %

8,5

9-10

СТРИТ РИТЕЙЛ
 
Уровень вакантных площадей на главных торговых улицах Москвы по итогам III квартала составил 8,5%, или 39 530 кв. м. На средний показатель в большей степени оказал влияние рост вакансии на отдельных улицах: например, на Ленинском проспекте вакансия выросла на 20%, на улице Петровка – в два раза, на улице Мясницкой – в 2,5 раза. 
Среди наиболее значимых открытий третьего квартала стоит отметить открытие бутиков Pandora на Тверской улице, Falconeri на Кузнецком мосту, Celine в Третьяковском проезде и первого бутика аксессуаров Modbrand в Столешниковом переулке. 
 
Значимым событием на рынке стрит-ритейла в сентябре стало завершение реконструкции более чем 15 улиц в пределах Садового кольца. Появление новых торговых направлений может быть использовано ритейлерами для развития и получения более выгодных условий в существующих торговых точках. 
 
Михаил Рогожин, управляющий директор, отдел по работе с торговыми площадями, CBRE: «Такие фундаментальные факторы, как высокие темпы падения ВВП и реальных доходов населения продолжают оказывать негативное влияние на розничную торговлю и, как следствие, объемы поглощения торговых площадей. 
 
Замедление темпов ввода новых проектов в третьем квартале стало временным фактором, сдерживающим рост уровня вакантных площадей, пик которого придется на конец 2015 года. В 2016 году рынок ждет постепенное восстановление баланса спроса и предложения, которому будет способствовать снижение объемов нового строительства и рост деловой и потребительской активности».
 

Похожие материалы

Последние комментарии

e-Digest